Страничка безопасности

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ-ЗАБОТА ВЗРОСЛЫХ!

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
                                 В.А. Сухомлинский

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников  в процессе воспитания и организованного отдыха.

     Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

        Коллектив ДОУ  обеспечивает безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководитель и весь коллектив  строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

·         охрана жизни и здоровья детей;

·         противопожарная и техногенная безопасность;

·         предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

·         обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов;

             В эту работу  включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.

             Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

             Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.

            Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.

            В целях наилучшего обеспечения безопасности ДОУ должно сотрудничать с другими социальными институтами, в т. ч. с семьями воспитанников. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.

В ДОУ разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя:

·         проведение родительских собраний;

·         оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.); 

     Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

 — изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности,

 — разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;

 — аттестация образовательного учреждения по созданию медико — социальных, организационно — технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;

 — обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно — правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

 — выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

 — формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

 — оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

 — обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

     Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса — проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ. Для этого необходимо: совершенствовать механизмы управления безопасностью образовательного пространства, организовать распределение обязанностей, совершенствовать планирование мероприятий безопасности образовательного процесса и механизмы достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства, разрабатывать и внедрять методы мониторинга условий воспитания и обучения в ДОУ, обучать персонал и воспитанников по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формированию культуры безопасности.

      Следующим этапом является организация номенклатуры деятельности — сформирован перечень нормативно — правовых актов: положения, приказы, инструкции по охране труда. Так, организация охраны труда в ДОУ регламентируется основными нормативными документами:

·         Устав МБДОУ;

·         Коллективный договор;

·         Правила внутреннего трудового распорядка;

·         Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности;

·         План работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности (составляется на учебный год).

      На основе требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда разработана организационно- распорядительная документация, которая представляет собой правовые акты ДОУ, устанавливающие правила поведения на рабочем месте для каждого работника и выполнение требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья сотрудников и воспитанников в период их пребывания в ДОУ.

 АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ.

 ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 

— обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно — образовательного процесса.

     В ДОУ назначаются ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно — образовательного процесса:

 — план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций

 — разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения района при возникновении чрезвычайных ситуаций;

 — для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ  проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.

    Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

            Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03). 

              В нашем ДОУ разработано:

·         Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности;

·         Противопожарный режим;

·         План противопожарных мероприятий.

      В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности.  Проводится работа  по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности: вопросы рассматриваются на педагогических советах;

создана соответствующая развивающая среда;

разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности;

проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ;

проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара.

     Итак, понятие «безопасность» включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

     С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

     Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

     Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих результатов: 

Систематизированы и разработаны локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в ДОУ.

Накоплен опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства.

Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

Разработаны и внедрены в практику: система теоретических, практических занятий; учебно-методические материалы для детей, педагогов, родителей.

             Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:

·          Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;

·          Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;

·         Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;

·          Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;

·          Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;

·          Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;

·          «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;

·          Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;

·          Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;

·          Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

·          Устав МБДОУ и  Договор с родителями (законными представителями).

·          Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:

·         Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;

·          Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;

·           Локальные акты по пожарной безопасности:

·          Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;

·          План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;

·          Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;

·          Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».

·         Локальные акты:

·          Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.

 Материал для работы с детьми:

  Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»», 2010.-240ст. 

Учебные пособия, журналы, газеты по ПДД.  Издательство- торговый дом «Корифей» М.А.Фисенко ОБЖ (подготовительная группа). Издательство- торговый дом «Корифей» Составитель М.А.Фисенко ОБЖ (средняя и старшая группа). Т.А.Третьякова, С.Б.Суровцева «Комплексные занятия для детей 6-7 лет»  Правила дорожного движения Электронные версии фильмов по ПДД Безопасность на улиц.

 Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:

 Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);

 Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);

 Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;

 Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.

  Обеспечения безопасности детей в ДОУ

Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения.

Запрещается отдавать детей незнакомым лицам, лицам до 18 лет или лицам, не имеющим письменного разрешения от родителей.

Необходимо требовать от родителей личной передачи ребенка воспитателю с рук на руки.

 Для обеспечения безопасности детей в ДОУ имеются:

·         тревожная кнопка;

·         система пожарной сигнализации;

·         план эвакуации детей.

 

ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

p189_mal-chikspalkoyЗначительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, – это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить – взрослый человек. И единственным способом – своим примером.
В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:
– вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на педагогических советах, собраниях трудового коллектива, административных совещаниях при заведующем;
– проводятся занятия, акции, досуги с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма совместно с сотрудниками ГИБДД.
В целях повышения уровня защищенности в ДОУ разработан Паспорт дорожной безопасности.

Неделя безопасности

К теме безопасности детей на улицах города приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются ДЕТИ. Увы, год от года таких ДТП меньше не становится.
Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Некоторая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, — «средний случай». Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как впрочем, — и великовозрастные «ротозеи».
Поэтому первый совет родителям — путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ. Не надейтесь на школьных педагогов и милицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.